Наткнулась на лекции одного неизвестного религиоведа на YouTube, который себя позиционирует как любителя.
Но по каким-то обрывкам разговоров, а главное, по его целостному и систематизированному изложению фактов, складывается впечатление, что человек очень хорошо образован и великолепно и глубоко владеет темой.
На меня он произвел даже большее впечатление, чем Константин Михайлов, книгу которого я купила в порыве очарования им.
И вот он то меня натолкнул ня ряд мыслей, которые…
Может быть, вполне себе конвенциональные научные факты, а может быть моя ересь.
Я, как человек, практически необразованный, не могу это оценить.
Но куда-то мне эти мысли дать надо. Обсудить, бляха… не с кем.
Поэтому несу сюда.
1. Религия или верования тесно связаны с ландшафтом, климатом и типом хозяйства. Это не моя мысль, это факт.
В палеолите с его типом присваивающего хозяйства (охота и собирательсвто) были одни формы верований, в неолите - другие.
Религия влияет на восприятие времени, пространства.
Короче, мне кажется, что это больше про то, что организует нашу психику.
И даже если из нее убрать сверхъестественное, как это произошло в 20 и 21 веке, религиозные структуры, организующие… блин… не просто психику, что-то большее… то как мы конструируем реальность, никуда не делось.
Пожтому религии понимать важно. Их можно обнаружить в любых нерелигиозных сферах. Мифологическое мышление будет организовывать память, временную перспективу и прочие внутренние структуры определенным образом.
2. Возможно я повторяю Юнга и то, что он говорил про архетипы?
Ну… может быть. Каюсь, самого Юнга не читала, только всякие его пересказы и отсылки к нему.
Но мне тут еще кажется, что даже если я повторяю Юнга, то здесь остается проблема европоцентричности.
Юнг, в силу ограничений своей эпохи, вряд ли преодолел европоцентричную картину мира.
И мне кажется, что его теория архетипов не является универсальной (универсализм - это же след колониального мышления, европоцентрического). Предполагаю, что теория архетипов Юнга связана либо с христианством, либо с земледельческими культурами.
Ну… Как и астрология, например. Она опирается на земледельческие архетипы и определенные широты.
У эфиопов, которые живут совершенно в другой климатической зоне - 13 времен года.
И я х.з. что там на экваторе и в какие архетипы и мифы там оформилось пространственно-временное восприятие.
3. Вышеупомянутый лектор выдвинул интересную идею.
Он сказал, что Вторая Мировая война для западного мира стала доминирующим мифом, т.е. она вписалась в религиозные структуры и закрепилась в сознании в этих формах.
Гитлер из человеческой фигуры перекочевал в область адского и занял место дьявола, т.е. абсолютного зла.
А праздник 9 мая…
Как как бы это сказать то?
Мифологическое время не линейно в отличие от исторического и имеет форму круга, цикла, который повторяется. Мирча Элиаде назвал это «мифом о вечном возвращении».
Нарратив Второй Мировой войны вписан в памяти в эту структуру, как некоторая точка перерождения, которая есть в любом мифе.
Герой умирает и перерождается.
Выводов не будет.
Я в процессе сбора и переваривания всякой разной инфы отовсюду.
Так что… просто написала, чтобы немного упорядочить то, что прошло через мою голову